понедельник, 27 мая 2013 г.

Программные эмуляторы Minimoog

Компания Arturia недавно выпустила свой первый синтезатор под iOS под названием iMini. Собственно, это более чем ожидаемый ход: много лет назад Arturia как раз и начинала с программных эмуляторов аналоговой классики - Modular V, CS-80V, Minimoog V, - и на этом сделала себе имя. Сейчас на музыкальный рынок угрюмо прут мобильные устройства, а потому старый добрый Minimoog V портирован под iOS... Если, конечно, это действительно порт. Подробнее об этом - в конце материала.

  




Пока же речь пойдёт не столько о iMini, сколько о программных эмуляторах Minimoog вообще. Сразу хотелось бы оговориться: эмуляторах в основном для PC/Windows. Точно существует минимум один эмулятор Minimoog под Linux, но на данный момент устанавливать его некуда. Ассортимент для PC/Mac оказался куда шире, чем могло показаться на первый взгляд.


Minimoog в оригинале


Minimoog считается одним из первых синтезаторов "для музыкантов" (а не для "инженеров"). Для того, чтобы заставить звучать первые модульные синтезаторы Роберта Моуга (и подражателей), требовалась подчас весьма солидная техническая подготовка: насколько легендарным был сам Moog Modular, настолько же легендарным был и геморрой с его настройкой и программированием. И в любом случае, модульные синтезаторы в ту пору не предназначались для сценической работы.

Minimoog Model D (коммерческая версия) представлял собой компактный и как минимум транспортабельный аппарат, в котором вся коммутация была убрана в корпус, только ручки и никаких патч-кордов! 1500 долларов в 1971 году были весьма солидной суммой, однако куда более подъёмной для музыкантов, чем многие тысячи долларов, которые пришлось бы выложить за полноразмерный модульный "шкаф".


С технической точки зрения, Minimoog представлял собой монофонический синтезатор с тремя VCO (осцилляторами) и резонансным lowpass-фильтром 24dB/oct и ADS-огибающей. 44 клавиши, приоритет нижней ноты, контроль только CV/GATE (MIDI тогда и в проекте не было) и никаких модулей эффектов на борту.

R.A.Moog/Moog Music выпускали эти синтезаторы с 1971 под 1981 годы, а затем покойный Роберт Моуг, на фоне "аналогового ренессанса", начавшегося в 2000-е, возобновил производство своего легендарного аппарата в 2002 году под названием Minimoog Voyager. Так что можно сказать, что Minimoog - это наглядное доказательство долговечности (может быть, даже без "долго-") субтрактивного синтеза.

Относительное обилие софтверных версий - ещё одно такое доказательство.

Эмуляторы


Самым популярным программным эмулятором Minimoog считается как раз разработка Arturia - Minimoog V. Популярным, но не первым. И далеко не единственным. На данный момент удалось отыскать сразу восемь (девять, если считать iMini под iPad) виртуальных синтезаторов, имитирующих досточтимый синтезатор Моуга. Общим местом для всех этих эмуляторов оказывается имитация контрольной панели аппаратного Minimoog, правда, как правило, "с вариациями". Все софтверные разработки поддерживают MIDI, у большинства имеется полифонический режим, у некоторых - встроенные эффекты и арпеджиаторы либо секвенсоры.

Steinberg Model-E - исторически это первый эмулятор Minimoog, или, во всяком случае, первый VST-эмулятор, написанный специально для использования с Cubase. Известно, что им пользовался Ханс Циммер.

Три осциллятора (не считая генератор шума), из которых только у второго и третьего возможно настраивать базовую частоту; шесть волноформ (треугольник, ломаный треугольник, "пила", три варианта прямоугольной волны), регуляторы громкости каждого осциллятора плюс уровня шума, переключатель режимов моно-стерео, отдельная огибающая для фильтра, наличие у огибающей усилителя параметра угасания (release), которого в оригинале не было. Полифония до 64 голосов. Доступны весьма неплохих 77 пресетов.

За древностию лет, Steinberg уже раздаёт этот VST-плагин бесплатно в комплекте с басовым эмулятором VB1.

Ссылка на скачивание.

Arturia Minimoog V - самый знаменитый эмулятор Minimoog (стандарт de facto), который, по утверждению разработчиков, сохранил все параметры оригинального синтезатора. Естественно, добавлена поддержка MIDI, эффекты (Chorus, Stereo Delay, формантный Vocal Filter), а также низкочастотный осциллятор (LFO). Характерной особенностью (поздних?) версий эмулятора является наличие сразу двух контроллеров OSC Control

В версии 2.5 - масса дополнений и изменени. Реализована треугольная волна для LFO. Присутствуют также матрица модуляции и арпеджиатор. Количество пресетов превышает 1000 штук - для коммерческой разработки это нормально. Необходимо отметить, однако, что Arturia привлекает известных музыкантов и саунддизайнеров для конструирования патчей (в частности, целый набор патчей предоставил Клаус Шульце). Полное описание доступно здесь.

Стоит этот эмулятор по нынешним временам не очень дорого: 99 долларов за скачиваемую версию. В течение 15 дней можно пользоваться пробной версией, лишённой каких-либо ограничений в функциональном плане. Правда, вместе с самим эмулятором сгружается электронный ключ Syncrosoft eLicenser Control Center.

 



Minimogue VA/Minimogue LUXUS - два бесплатных эмулятора Minimoog, созданных группой европейских энтузиастов. LUXUS отличается от VA наличием стереофильтров с панорамированием для каждого осциллятора (и, соответственно, более высокими запросами к процессору компьютера). Встроенный delay, встроенный арпеджиатор, несколько десятков пресетов, плюс с сайта разработчиков можно скачать несколько дополнительных наборов патчей.

Панель управления и функциональность отличается от оригинала существеннее, чем у большинства других эмуляторов. Например, реализована тонкая подстройка всех осцилляторов, а также "грубая" настройка частоты первого осциллятора. Если у оригинала и у других осцилляторов третий осциллятор мог функционировать как LFO, то здесь LFO - отдельный. На "приборную доску" вынесены также эффекты (delay, chorus, rectifier), плюс встроен арпеджиатор. Важно также упомянуть, что к огибающим усилителя и фильтра к параметрам атаки, спада и сустейна (ADS - так было в оригинале) добавлено ещё и угасание (release), так что получаются полноценные ADSR-огибающие. Фильтр также реагирует на силу нажатия. Таким образом, у нас получается Minimoog с надстройками, которые в оригинале и не подразумевались.

 О звуке можно судить по видеоролику ниже.

 

Ссылка на скачивание


Virtual Model Mini - Довольно старый бесплатный VSTi, разработанный в Восточной Европе (http://www.elektrostudio.ovh.org). C высокой степенью достоверности воспроизведена панель управления (и клавиатура) Minimoog. Отличается от разработок Arturia, в частности, только одним контроллером Oscillator Control. Никаких встроенных эффектов, зато есть тонкая нумерная (!) подстройка всех осцилляторов.

Субъективно: звук тонковат, скрипуч и резковат для "виртуального аналога". Впрочем, опять же, всё зависит от настроек.



Надо сказать, что с тонкой подстройкой ситуация вообще непростая. В идеале было бы здорово иметь возможность точно указывать значение каждого параметра - например, для сравнительного тестирования. Увы, такую возможность ни сами перечисленные плагины, ни Reaper не предоставляют.
Ссылка на скачивание

Bristol Mini - один из множества ретро-эмуляторов, входящих в набор Bristol. Что-либо конкретное сказать об этом наборе могут только пользователи Linux. Впрочем, даже в описании открыто говорится, что большинство "эмуляторов" - не более чем перекрашенные версии всё того же Moog, у многих моделей - одни и те же осцилляторы и фильтры. Подробности можно прочитать здесь.

Ну, и то, с чего начали - Arturia iMini. Это, судя по всему, порт программы/плагина для Windows и Mac OS X, во всяком случае, используется тот же самый движок (TAE - True Analog Emulation), который "честно" пытается воспроизводить работу осцилляторов и фильтров, правда, по сведениям экспертов, не всегда удачно. Интерфейс заметно адаптирован под дисплей iPad, соответственным образом изменилось расположение контроллеров. При этом добавлен ряд функций, в Arturia Mini V отсутствовавших: например, на втором экране (а всего их три) добавлены две панели ("джойстика") для пальцевого управления назначаемыми параметрами. Неплохо для живого исполнения, особенно при наличии MIDI-адаптера для iPad (без которого к iMini лучше не подходить). Также поддерживается протокол WIST.

Собственных средств записи в iMini почему-то нет, хотя при запуске приложения светится красная полоса, мол, "идёт запись". Впрочем, программа изначально рассчитана на использование в "студийной" среде Retronyms Tabletop (это виртуальная студия, специально под iPad разрабатывавшаяся; судя по всему, аналог Audiobus), а это подразумевает, что, во-первых, в iMini будет поступать звук извне, во-вторых его собственный сигнал будет записываться в Tabletop.

NB: Tabletop - разработка компании Retronyms, которая участвовала в портировании Arturia Minimoog V на iOS.

Приложение насчитывает более пятисот пресетов, большинство из которых - именные, как и в случае с десктопной версией эмулятора.

И вот тут выясняется забавная вещь: одни и те же пресеты за авторством Клауса Шульце на демоверсии Arturia Minimoog V и Arturia iMini заметно различаются между собой. И это явно связано не только с обработкой (delay), различаются сами тембры. Причём некоторые лучше звучат в VST-плагине,  некоторые - на планшете, но важнее всего - само различие. Как будто это совершенно разные эмуляторы.


Судите сами: первая часть - это Arturia Minimoog V (demo, VST), вторая - Arturia iMini (iPad). В обоих случаях использовался пресет K_Schulze_Factory -> Arpeggio -> KS_ArpFast. Последовательность арпеджио та же самая, а вот тембры разные.

UPD: Очень быстро друзья напомнили про "старинный" эмулятор от GForce под названием Minimonsta. Это, правда, "расширенная" версия Minimoog, с множеством дополнений, среди которых - возможность назначать свой LFO практически на каждый параметр (при этом доступны сразу множество волноформ для LFO, а также функция sync и delay), а также возможности назначать дополнительные ADSR и сигнал MIDI модуляции на все параметры, поддерживающие LFO. Плюс в Minimonsta добавлены средства морфинга (Melohman Octave), разработанные дружественной компанией OhmForce.

За всё просят 140 фунтов.

Пожалуй, стоит также упомянуть разработку Native Instruments Monark. В его описании нигде прямо не говорится, что это эмулятор Minimoog, но структура панели управления ну очень уж похожа.



Monark продаётся как отдельный продукт (за 99 долларов), но также входит в бандлы Reaktor, на базе которого и построен. Сюда входит и бесплатный Reaktor Player.

На этом с виртуальными Minimoog покончим. Если найдутся какие-то заслуживающие внимания другие эмуляторы, буду благодарен за ссылки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий