вторник, 2 июля 2013 г.

Обзор Waldorf Nave

В блоге относительное затишье, связано оно, впрочем, опять же с обилием работы - "обычной" и творческой. Пора, однако, опубликовать обзоры последних приобретений.

Waldorf Nave - произвёл неизгладимое, хотя и странное впечатление: великолепная разработка с рядом непонятных и контр-интуитивных особенностей, связанных с интерфейсом.



В принципе, самое точное определение хорошего синтезатора выглядит так: хорошим является тот синтезатор, который хорошо звучит без обработки. То есть, без эффектов типа Chorus, Reverb и т.д. Проблема лишь в том, что понятие "хорошо" - довольно субъективное, а вот наличие эффектов в общей архитектуре синтезатора, - явление объективное. Для конечного пользователя (особенно не завязанного на звукорежиссуру) эти эффекты - мирра на уши, но когда доходит дело до сведения, даже и чернового, появляется масса сложных вопросов...


Нет, всё вышесказанное не означает, что эффекты в Nave нельзя отключить. Тут всё обстоит как обычно - в пресетах (а их много, более 500) задействованы те эффекты, которые саунд-дизайнеры сочли нужным использовать, а вот для создания нового тембра их включать придётся отдельно. И с ними, понятное дело, всё звучит гораздо интереснее.

Что касается технических аспектов, то каждый тембр Nave формируется комбинацией из двух "wavetable-осцилляторов", звуковых генераторов, которые "намного превосходят звуковые возможности традиционного wavetable-синтеза". Спектр каждого звука может регулироваться отдельно от высоты тона, отдельные волны могут воспроизводиться как с идеальной периодичностью (это из пресс-релиза Waldorf), так и абсолютно хаотично ("и где угодно между этими двумя крайностями").

Для волн существует свой редактор, занимающий всё пространство дисплея iPad, однако возможности в буквальном смысле "ваять" волны в 3D он не предоставляет. Просматривать можно, видоизменять - "отрисовывать" - пальцами нельзя, извольте использовать управляющие элементы по краям экрана. Нелогичное решение. Возможно, просто недоработка.


Как утверждается во всех пресс-материалах, в Nave присутствуют волноформы из всех знаменитых аппаратных синтезаторов Waldorf, включая Blofeld. Всего их насчитывается 83 штуки, при этом можно добавлять свои (про это чуть ниже). Для каждого осциллятора предусмотрена функция "travel", помимо модуляции. "Travel" - это миграция осциллятора по волновым таблицам, с соответствующими "переливами" в звучании.

Отдельно - куча регуляторов для изменения спектра каждого осциллятора; как и волны (Wave), спектры можно модулировать самыми разными параметрами, в том числе, например, двумя LFO или одной из трёх огибающих. Первая из них направлена на фильтр, вторая - на усилитель, третья - отдельная "свободная", ею можно модулировать всё что угодно. Все огибающие поддерживают циклирование - либо целиком (ADSR), либо только частично (AD - атака + спад).

Устрашающий вид имеет секция Mod & Keys: сюда запихали сразу все настройки LFO, "матрицу модуляции", где четыре параметра могут регулировать четыре других параметра по выбору пользователя; "виртуальный джойстик", где на оси можно назначать любые параметры, модуляционную матрицу, а также переключение режима клавиатуры (Keys, Blades или сразу две виртуальные сенсорные панели с назначаемыми параметрами).



Интересно, что размеры клавиатуры можно регулировать - в других синтезаторах для iPad такое если и встречается, то очень редко.

Собственно, эффектов на борту немного - phaser, flanger, chorus, delay, reverb, compressor + отдельно дисторшн с четырьмя режимами работы, который, однако, располагается не в секции эффектов (где живут эквалайзер и арпеджиатор), а в секции фильтра.


Фильтр может работать в режимах LP, BP или HP, 24db или 12db в каждом. Отображается он вполне визуально, так что сразу можно представить себе, какова будет частотная картинка в итоге.



Размещать дисторшн можно в разных точках общей цепи - до фильтра, после фильтра, перед эквалайзером или после эквалайзера.

Наконец, в секции Tape & Sys располагаются общие настройки устрйоства и виртуальный магнитофон, куда можно записывать до четырёх треков.



В общем, полный джентльменский набор функций плюс очень хороший звук, если, конечно, уметь всем этим великолепием пользоваться.

А теперь про самое интересное: возможность импорта любых звуковых сигналов с последующим автоматическим нарезанием их на wavetables. К сожалению, самостоятельно Nave записывать звуки не умеет (опять выглядит как недоработка!). Зато он может ловить сигналы из других приложений (Sonoma, BeatMaker), а также из iTunes Folder. В моём случае процесс выглядел так: с помощью диктофонного приложения Recorder записывается и обрезается звук, затем - Share -> открыть в... -> Waldorf Nave. При этом записанный сигнал только размещается в кэше (iTunes Folder), и Nave ещё надо дать команду импортировать волну в один из осцилляторов. Что он с ней делает дальше? - Нарезает на Wavetable. Нет, это не прямое сэмплирование, это какой-то куда более мудрёный процесс, так что не стоит ожидать, что из Nave зазвучит ровно тот самый звук, который вы только что записывали.

И с ней можно делать всё, что захочется. Как? - Лучше читать мануал, хотя и методом тыка можно сделать немало, если вы хотя бы в азах знакомы с конструированием звука. Разработчикам удалось сделать этот процесс весьма увлекательным делом.

NB: Первопроходцем wavetable-синтеза был Вольфганг Палм, который несколькими месяцами ранее выпустил свой легендарный синтезатор PPG в виде приложения для iPad. Менее роскошная по оформлению, но очень впечатляющая по звуку разработка, её обзор здесь тоже когда-нибудь появится.

Теперь о странностях. Во-первых, приложение довольно долго запускается. Запуск сопровождается красивой заставкой с трёхмерной моделью якобы аппаратного Nave на фоне старых аппаратов Waldorf. При этом его панель в мелких деталях, но отличается от интерфейса самого приложения. [Doch Warum?]

Ну, это мелочь. А вот НЕ мелочь - это невозможность сохранения одного и того же тембра под разными именами. Нет кнопочки Save As. Только Init, Save и Comp ("сравнение"). Зато можно отправить патчи по электронной почте (как водится с iPad-приложениями, реализована "социальная" функциональность, хотя это ещё вопрос, насколько кто ею готов пользоваться). Это оказывается единственным способом получить и сохранить несколько вариаций одного и того же тембра. Что, опять-таки, очень странно. [Doch Warum?] Разработчики, дайте, пожалуйста, кнопку Save As!

Изначально отсутствуют пользовательские банки [Doch Warum?] - но создать их не проблема. При этом если отдельные патчи можно экспортировать и переслать по электронной почте, то с целым банком этот номер не пройдёт [Doch Warum?].

Небольшие проблемы со стабильностью: приложению случается "падать" без предупреждения, но нельзя сказать, что это происходит сколько-нибудь регулярно.

Ниже представлены несколько результатов моих собственных экспериментов с созданием новых тембров, в т.ч. с импортом записанных звуков. Это файлы с расширением .Nave, уже готовые патчи для пользователей Nave, которые можно скачать и импортировать в приложение:


Все тембры можно скачать одним архивом.

Приятных экспериментов. :-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий